О полетах на параплане: как начать и что сложного

Как покорить параплан и безопасно совершить первый полет. С чего начинать, какое крыло выбрать, что надо знать. Как вообще эти парни летают часами в своих подвесах. Спросил у Артема Воронова — моего знакомого парапланериста.

Артем летает давно и принимает участие в соревнованиях по парапланеризму

Что надо знать о полетах на параплане

Параплан — это не парашютное крыло. Это не 3 минуты падения, а долгие полеты над землей — 6 часов парить в воздухе это нормально для парапланериста. На параплане можно преодолевать сотни километров, если повезет с ветром. А еще это повод травить самые интересные байки в офисе.

Полет на параплане

Если вам кажется, что параплан и парашют — одно и то же, вы ошибаетесь. Несмотря на то, что крыло выглядит почти так же со стороны, по конструкции оно сильно отличается.

Парашют нужен, чтобы затормозить падение. Параплан — чтобы горизонтально летать, улавливая и удерживая потоки ветра, меняя направления.

Параплан состоит из двух частей:

  • собственно самого крыла
  • и подвесной системы (подвески), в которой располагается пилот

Крыло — главная часть. Это и есть параплан. Оно бывает одно или двухслойным, обязательно включает в себя воздухозаборники, которых нет у парашютного. Дальше система строп, которые крепятся к подвеске.

Полет на параплане
Конструкция параплана. Стропы управления называют клевантами

Сами крылья отличаются по жесткости материала, а от конструкции зависит маневренность, скорость реакции на действия пилота.

На старте очень важно выбрать правильное крыло для обучения. Возьмете спортивное — не доживете до второго вылета. Какое выбрать, чуть дальше.

Полет на параплане происходит сидя или лежа. Я уже писал, что проболтаться под крылом можно много часов, поэтому делать это лучше с комфортом.

Полет на параплане
Артем берет с собой альтиметр, чтобы знать свою высоту, и навигатор, чтобы понимать, куда летит

В подвесе обычно есть до трех запасных парашютов, если с основным крылом что-то случится. Вместе с крылом и подвесной системой параплан весит от 7 килограмм. Но это крутые модели. Обычно — около 14.

Весь параплан упаковывается в рюкзак, так что с ним легко путешествовать. Собирается в боевой режим на площадке параплан за 15 минут. Артем рассказывал, что часто парапланеристы даже у нас в Краснодарском крае стартуют с одной точки, долетают в запланированное место посадки, а возвращаются домой уже на маршрутке или электричке.

Полет на параплане

С чего начинать полеты на параплане

Первое, с чего логичнее всего начинать летать на параплане — пробный вылет в тандеме. Найдите в регионе инструктора с нормальными отзывами. Такого, который летает с новичками. Купите полет на параплане и посмотрите — нравится вам парить или только со стороны кажется интересным.

Чтобы полеты были безопасными, а вы доросли с уровня новичка до профи, придется изучать много теории. Хороший парапланерист лучше всякого эксперта разбирается в аэродинамике и метеорологии.

Аэродинамика помогает понимать, как воздух действует на обтекаемые им объекты. Т.е. вы должны точно понимать, как те или иные восходящие или нисходящие потоки повлияют на полет и крыло. Появится возможность предугадывать полет и, соответственно, лучше ориентироваться.

Метеорология нужна, чтобы вы могли с точностью сказать, что через полчаса поменяется ветер или начнется дождь. Чтобы успели свернуться, пока не началось что-то противное.

Полет в окрестностях Новороссийска. Садится туман

Изучайте уроки Сергея Чепелева на Ютубе, тусуйтесь на форуме paraplan.ru, найдите единомышленников в городе. Задавайте побольше вопросов инструктору — теория должна отлетать от зубов. Если с парапланом допустить ошибку, она может быть первой и последней.

Начинайте тенироваться

Полеты на параплане — не такая сложная штука, как кажется. Около 10 тренировочных часов и сможете понемногу отрываться от земли. За это время вы наберете какую-то моторику, поймете, как крыло реагирует на вас и то, как вы работаете с клевантами, научитесь поднимать крыло с земли.

Но начинать обязательно с инструктором.

Найдите безлюдный холм с небольшим уклоном. Должно быть достаточно места, чтобы разбежаться, набрать крылом воздуха, поднять его и спланировать на расстоянии сантиметров 20 от земли. Ваша задача на старте — научиться уверенно ставить крыло и стартовать. Хорошо, если будет погода — легкий ветер 3-6 метров в секунду самое то.

Как только станет получаться и приземления будут более-менее плавными, можно начинать делать более серьезные вылеты.

Какое оборудование покупать для полетов на параплане

Покупать лучше сразу.

Аренда — дело хорошее, но ни один нормальный человек не отдаст свой параплан кому-то в пользование. Это ж безопасность. Поэтому и не бывает массовых прокатов парапланов — никогда не ясно, как им пользовались и можно ли отдавать его кому-то еще.

В общем, это не велосипед, не виндсерф и даже не кайт.

Парапланы делят по классам. Класс определяет, как быстро крыло реагирует на действия пилота. По-другому класс — это чувствительность. есть много типов классификации, но самая понятная европейская.

  • EN A. Учебное крыло, которое рассчитано на частые ошибки новичка — оно медленно реагирует, а если ветром закружило и сложило такое крыло, оно само выйдет из опасного режима. Таким пользуются в рамках 0–15 часов налета.
  • EN B. Комфортные парапланы. От 40 часов опыта.

Важно! Начиная от класса EN B, количество часов налета — это ежегодное время в воздухе, а не сколько налетал пилот всего.

  • EN C — парапланы для опытных с хайлевел требованиями к уровню управления. Надо не меньше 100 часов полета в год. Они мгновенно реагируют на движения и изменения в потоках ветра.
  • EN D или Competition. От 200 часов полетов каждый год (лучше от 400). Только для опытных. Права на ошибку нет.

Что еще кроме параплана и подвески купить:

  • обязательно (!) шлем;
  • специальные парапланерные (от 150 евро) или простые трекинговые (25-50 евро) ботинки, которые фиксируют стопу, чтобы не повредить ноги на посадке;
  • перчатки — защищают от строп, согревают на высоте;
  • можно купить GPS или вариометр, чтобы знать где и как высоко летишь, как быстро набрал высоту;
  • теплую одежду на разную погоду.

Учитесь на б/ушном оборудовании.

Скорее всего вы быстро сотрете его о траву, пока будете учиться ставить крыло. Камни, ветки, собачье говно — все это будет портить новенькое оборудование. Но не берите его на Авито или еще каком-то портале. Просите инструктора помочь. Среди любителе полетов на параплане тесное сообщество и кто-то всегда в курсе, что еще кто-то продает свой не слишком убитый агрегат. Очень важно знать его правдивую историю.

Первый комплект с простым крылом можно купить за 30-40 тысяч рублей. Новое крыло среднего уровня обойдется в 2-3 тысячи евро. В хорошем состоянии — 1,5. Оборудования хватает на 3 года или где-то 200 часов полетов.

Откуда взлетать

Что удивительно для меня, для полетов на параплане не нужны какие-то особенные условия. Можно летать и на Юге, и в Центральной России. Летают и за Полярным кругом. Главное — был бы ветер.

Самый простой рельеф у нас в Краснодарском крае.

От Анапы до Геленджика (да и дальше) вдоль моря идут удобные для этого дела обрывы. Дует постоянный ветер с моря. Он упирается в обрыв, устремляется вверх и образует постоянные восходящий поток. Самый простой и предсказуемый ветер. Можно летать 5 и больше часов к ряду.

На равнине парапланеристы ловят термичку. Восходящие потоки горячего воздуха, которые «отрываются» от поверхности и плывут вверх. На них парапланы тоже поднимаются вверх. Можно забросить параплан на лебедке, создав искусственный поток воздуха. Например, если тянуть пилота за собой на машине.

Спасибо Артему, что поделился со мной информацией. А еще за его фотки. Артем больше 6 лет летает на параплане, принимал участие в международных соревах и так владеет крылом, что вышел победителем во встрече со смерчем.

Что запомнить для полетов на параплане

  1. Вам нужен хороший инструктор. Самому учиться опасно.
  2. Начните с б/ушного оборудования. На старте потратите 40 тысяч.
  3. Новый комплект стоит 2,5 тысячи евро.
  4. Проще всего начать летать у нас в Краснодарском крае.

Что еще интересного почитать: